Автомобильная промышленность

Сцепление: устройство, принцип действия, возможные неисправности и способы их устранения

Неотъемлемой частью любого автомобиля является сцепление, которому принадлежит особенно важная роль в машинах, имеющих механическую трансмиссию. Главное назначение этого узла состоит в выполнении разсоединения узлов трансмиссии и силового агрегата, а также их плавного соединения.

В том случае, когда не происходит нажатие педали сцепления, то тогда осуществляется передача крутящего момента от двигателя автомобиля к коробке переключения передач. Обеспечивается это за счет сильного прижатия к маховику ведомого диска, что осуществляется, благодаря нажимному диску. Следует отметить, что в прогрессивных конструкциях предусмотрено осуществление прижатия с помощью диафрагменной пружины, связанной с нажимным диском и корзиной. Узлы такого типа сегодня устанавливаются на многих машинах.

В момент нажатия водителем на педаль сцепления, происходит передача усилия с помощью гидравлического или механического привода с использованием нажимной вилки на выжимной подшипник, который и надавливает на диафрагму пружины. При этом пружина выгибается и выполняет отведение своей периферийной части от нажимного диска. Как результат происходит уменьшение давления на диск нажимной, а при этом диск ведомый не осуществляет передачи крутящего момента к коробке передач от силового агрегата. Как только нажатая педаль отпускается водителем, то передача крутящего момента постепенно возрастает.

Наиболее часто встречающаяся неисправность сцепления состоит в износе его фрикционных накладок. На длительность их эксплуатации особенно влияют такие факторы, как качество изготовления и стиль езды. К сожалению, подобная поломка требует проведения замены диска сцепления. Причем затягивать с заменой нельзя, так как это может вызвать поломку нажимного диска и маховика. А еще износ фрикционных накладок может привести к заклиниванию всего узла. Кроме того, возможно изнашивание шлицевого соединения ведомого диска и вала коробки передач, выжимного подшипника, пружины диафрагмы в том месте, где она соприкасается с подшипником.

Также в процессе длительной эксплуатации может произойти поломка клепаных соединений между корзиной сцепления и нажимным диском. При обрыве одной из пружинных пластин, которые держат нажимной диск, может произойти его перекос, который приведет к пробуксовке. Перегрев сцепления может вызвать послабление пружины диафрагмы или коробление ведомого диска. Непригодность сальника коленчатого вала или вала коробки передач иногда может приводить к попаданию масла в корзину сцепления. Кроме того, при длительном времени стояния и невыезда автомобиля диски могут «приставать» довольно крепко друг к другу.

При обнаружении на автомобиле обычного износа сцепления целесообразно провести замену всего узла в сборе. При «сжигании» сцепления в процессе активного драйва можно обойтись заменой только ведомого диска. Еще самым простым решение проблемы может стать проведение замены фрикционных накладок. На машине с гидравлическим приводом замену выжимного подшипника лучше всего производить вместе с рабочим цилиндром.

Познакомимся с видами сигналов, которые подает этот узел, когда «болен». Оказывается, что самыми распространенными сигналами при этом являются пробуксовка и ведение. Из-за недовключения сцепления переключение передач происходит с трудом, а машина может двигаться даже при нажатой педали сцепления. Еще одна причина ведения автомобиля может состоять в изношенности выжимного подшипника, который при этом способен издавать звук при нажатии на педаль сцепления. Если же происходит его разрушение, то сцепление вообще невозможно выключить. Еще это может происходить из-за заклинивания заклепок, пружин, отпавших от диска, или поломки привода сцепления.

В том случае, когда появляется пробуксовка сцепления, то машине свойственно разгоняться несоответственно тем оборотам, которые она развивает. А при преодолении автомобилем крутого подъема, он может просто замереть на половине пути при включенной передаче. Этот тип поломки можно определить по появлению горелого запаха. Как уже указывалось раннее, проскальзывание дисков может происходить по причине обрыва лепестка нажимного диска или попадания в корзину сцепления масла. Еще пробуксовку может спровоцировать послабление нажимной пружины. Если в случае правильного плавного трогания с места автомобиль подергивается, то, скорее всего, произошло зависание ведомого диска на шлицах коробки передач. Также причина этого явления может состоять в наличии трещин или задир на дисках. Может также покоробиться ведомый или нажимной диск, а еще маховик. Трогаться с места, конечно, следует так, чтобы не происходили рывки.